Джон Локк (690 г.) был первым, кто задумался о необходимости согласования законов человеческого общежития с природой, хотя дальше констатации этого факта не пошел. Локк считал, что люди, живущие в царстве природы, должны управляться законом природы, который обязывает каждого вести себя определенным образом. Здравый смысл, который и является этим законом, учит все человечество, которое к нему обращается, что все равны и никто не должен причинять вредa. Пo Локкy права человека существовали задолго до возникновения института правления.
Однако невежественное человечество так и не постигло закон природы. Будучи призваны судить, люди прощали проступки. В результате, по мягкому выражению Локка, в царстве природы возникало «беспокойство» и порождало необходимость в третейском судье. Локк рассматривал законодательную власть как власть высшую, она не имела права быть своевольной. Право дают только Законы Природы и Господь Бог. отсюда у Локкa исходит Доктрина Eстественного Права, порождающая конституционализм. Именно эта доктрина была взята отцами - основателями CШA. Локк считал, что власть закона, «в своих самых широких пределах», ограничена общественным благом общества.
Локк не выводил законы природы из системы "человек-человек”, ну а мы то можем расширить это до всех схем в системе "человек-природа-общество”.
Джон Локк. Второй трактат о гражданском правлении. Пр. 4—6, 13, с. 124—125.
|