Понедельник
12.23.2024
7:09 AM
Форма входа
Категории раздела
Устойчивоe развитиe [7]
Человечество общие вопросы [7]
Этология [3]
Эволюция человека [4]
Биология и размножение [0]
Экология [1]
Гендер и диморфизм человека [2]
Друзья сайта
  • Энциклопедия 3емли
  • NASA: Global climate change
  • Oкеанология
  • Monterey deep-sea offshore fauna
  • Природопользование
  • Экологическая вахта Сахалина
  • «Зелёные»
  • Cоциально- экологический союз
  • Минский центр исследования глобальных проблем
  • УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ
  • журнал БИОСФЕРА
  • Классификация экосистем
  • Оригинальные растения
  • Biospherics
  • Классификация экосистем
  • Aльтернатива
  • Оригинальные растения
  • Biospherics
  • Журнал нетрадиционной экологической ориентации ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОСТМОДЕРН
  • Биомальтузианец
  • Поиск
    Tеория сиcтем
  • Общая теория систем
  • NASA: Global climate change
  • Oкеанология
  • Monterey deep-sea offshore fauna
  • Природопользование
  • Экологическая вахта Сахалина
  • «Зелёные»
  • Cоциально- экологический союз
  • Cоциально- экологический союз
  • УСТОЙЧИВОСТЬ РАЗВИТИЯ
  • журнал БИОСФЕРА
  • Классификация экосистем
  • Оригинальные растения
  • Biospherics
  • Классификация экосистем
  • Aльтернатива
  • Оригинальные растения
  • Biospherics
  • Архив записей
    Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 0
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Cтатичная биосфера

    Блог

    Главная » 2015 » Февраль » 27 » ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА И КУЛЬТУРА. МИФ КАК ФОРМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ
    9:06 PM
    ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА И КУЛЬТУРА. МИФ КАК ФОРМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ПАМЯТИ

     

    ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА И КУЛЬТУРА

    Говоря о принципиальном различии, выделяющем человека из животного мира, следует подчеркнуть  его развитую речь как основу основ его бытия как социального объекта, которая в свою очередь провоцировала развитие мышления, и как следствие, формирование такого феномена, как культура.

    Оставим в стороне взаимодействие и взаимовлияние разных культур на попечении  историков и ограничимся доисторическим периодом изолированного человеческого стада-социума, живущего мифологическими установками как главными элементами культуры.

     

    Генетические и культурные программы социализации

    Культура существует для выживания человека в окружающей среде и ее изменения призваны повышать эти шансы. Для раннего человечества окружающей средой была природа, для исторического человека, когда плотность популяции стала такова, что культуры перестали быть изолированными, окружающей средой стали и другие культуры.

    Культура – явление, предназначенное пережить ее ментального носителя-индивида и транслировать ценные знания о выживании через многие поколения. Это явление, свойственное  группам.

    Культура складывается в результате культурного синтеза. Культурный синтез – это процесс  упорядочивания хаотизированной картины мира и выделения ведущих установок из этого упорядочивания.

    Поскольку окружжающая среда хоть и изменяется, но изменяется по отношению к человеку очень медленно,  культура по своей природе консервативна. Она  основана на традициях, утверждающих наличие неизменных и вечных качеств вещей, закрепляемых в обществе. Одна из базовых характеристик такой культуры – феномен традиционной психологии. Традиционная психология настороженно относится к нововведениям, хотя  существенные модели поведения, базовые ориентации, ценностные структуры все же претерпевают изменения  с течением времени.

    В доисторическом прошлом локальные культуры были весьма устойчивы в своих базовых характеристиках. Эта устойчивость длилась  до трех пор, пока экологическая среда оставалась благоприятной и пока плотность населения позволяла держаться культурам обособленно друг от друга, т.е. пока не возникала проблема межвидовой борьбы за ресурсы, характерная уже историческому времени, в котором стала появляться логика исторического процесса. Логика этого процесса такова, что если проблема ресурса возникала из-за претензии на него со стороны нескольких культурных групп, побеждали те культурные установки, которые были в состоянии воспроизводить себя в конкурентной среде других культур. Если  этого не было, происходило  историческое снятие конкретной локальной культуры через ее  трансформацию или разрушение, т.к. системообразующие основания устаревшей культуры перестали эффективно вписывать носителя культуры в мир.

    Любая культура  основана на ментальности. Ментальность – базисный слой культурного сознания. Ментальность же существует постольку, поскольку обеспечивает минимальный уровень воспроизводства ее носителей.  Ментальные основания изменяются, но культура стремится минимизировать это,  если не меняются базовые характеристики вмещающего пространства.  Более того,  чем больше общность, тем медленнее изменения культуры, ценности которой закрепляются и передаются через миф, верование и сказки, транслируемые на всю социальную среду рода-племени.  

    Если  культура является групповым феноменом, то носителем ментальности является индивид. Ментальность в данном случае задает весь универсум его самопроявлений и наследуется посредством передачи из поколения в поколение. Ментальные структуры поддерживаются устойчивыми параметрами социально-культурной среды.  Моногамная семья и привычная среда воплощают историческую инерцию и тысячами нитей связана с прошлым.

    Исторически процессы изменения ментальности происходят только в рамках смены поколений. За поколением твердых носителей прежних устоев следуют поколения паллиатов, у которых уходящая ментальность частично размыта, целое утрачивает системность, появляются установки, противостоящие исходному качеству. Затем на смену носителям паллиативного сознания приходят люди нового мира, которые глубинно чужды  своим пращурам с их ограниченным кругозором.

    Ментальность передается от поколения к поколению в процессе инсталляции. Ментальность инсталлируется в возрасте между двумя и восемнадцатью годами в рамках процессов социализации и включения в культуру на досознательном уровне. Инсталляция реализуется в соответствии с генетически закрепленной программой, которая выделяет из культуры ее  устойчивые и закономерные основания: базовые нормы и ценности,  алгоритмы поведения и все то, что универсально для данной культуры. Эта генетическая программа включается с рождением ребенка и затухает с завершением процессов формирования индивида в качестве полноценного субъекта культуры.  Точно так  же усваивается язык, что в детстве это происходит без каких-либо усилий. С годами потенциал автоматического освоения языка и культуры затухает.

    По завершении процессов инсталляции  носитель культуры сформирован. Его поведение  теперь укладывается в рамки диапазона вариантов поведения, разрешенных данной культурой.

     

    Механизмы изменения ментальных оснований заданы императивом выживания. В тот момент, когда благостная картина, созданная культурным синтезом, разрушается, возникает конфликт базовых установок. Ситуация осознается  на языке данной культуры: боги отвернулись от нас. Из этого рождаются инновации, которые позволяют ответить на новый вызов окружающей среды.

    Репродуцирующий культуру слой никогда не обременен рефлексией, он верен традиции, хотя в эпоху перемен и чувствует, что прежние ментальные основания перестают эффективно работать.

    На раннем этапе человечества  основаную картину мира формировали сказки и мифы. Сказки и мифы формируют основаную картину мира также и сегодня, но исключительно у детей.  Сказки  играют роль базовой мифологической структуры, включают в целостность культуры, участвуют в формировании матриц сознания, однако многие народные сказки воспроизводят архаические, не работающие в современном мире установки ориентации на  чудо (ковер-самолет, гусли-самогуды, скатерть-самобранка, неразменный пятак и прочие радости магического мира, в котором не надо сеять, жать и класть в закрома).

    Формирование ментальности предзадано генетической программой взросления:  характер человека формируется к трем-шести годам, а все базовые ориентации личности  - к шестнадцати-восемнадцати, до перехода во взрослое состояние.

    Спасок литературы:

    Яковенко Игорь Григорьевич - http://www.novayagazeta.ru/arts/51633.html?p=4#comments

    Категория: Человечество общие вопросы | Просмотров: 551 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]